Яндекс.Метрика

  1. Рождественский вертеп.
  2. Этимология.
  3. Первый Рождественский вертеп.
  4. Старинные Рождественские вертепы в Италии.
  5. Символика и происхождение фигур в вертепе.

  6. Сцены Рождества в мире.

  7. Рождественский вертеп в регионах Италии.

  8. Живой Рождественский вертеп.

1. Рождественский вертеп.

 

Рождественский вертеп представляет собой сцены о рождении Иисуса, которое происходит из средневековых традиций; первоначально итальянский обычай создания вертепа широко распространен сегодня во всех католических странах мира. Самые ранние источники для представления вертепа являются 180 стихов Евангелия от Матфея и Луки, так называемого «детства», которые упоминают о рождении Иисуса, которое имело место во время правления царя Ирода в Вифлееме Иудейском, небольшом городке, но очень известном, потому что в нем родился царь Давид. Однако многие элементы вертепа происходят из апокрифических Евангелий и других традиций, таких как евангелие от Джакомо.

Традиционная сцена Рождества - сложная пластическая композиция рождения Иисуса Христа, созданная в период Рождества; есть статуи, сформированные из различных материалов и выполненные в реконструированной среде реалистичным образом. Там появляются все персонажи и традиционное место: пещера, ясли, где помещен Иисус ребенок, оба родителя, Мария и Иосиф, волхвы с их дарами, пастухи, овцы, вол, осел и ангелы. Статуэтка ребенка Иисуса помещается в яслях в полночь между 24 и 25 декабря, в то время как фигуры волхвов приближаются, чтобы прославлять Иисуса в день Крещения. Фон может изображать звездное небо, или это может быть ландшафтный пейзаж. Иногда различные местные традиции предоставляют дополнительные персонажи.

 

2. Этимология.

 

Термин происходит от латинской «praesaepe», то есть кроватка, ясли, но также от закрытого ограждения, где находились овцы и козы; этот термин состоит из prae (спереди) и saepes (ограда), то есть место перед забором. Другая гипотеза порождает термин da praesepire, который означает охватывать.

 

3. Первые Рождественские вертепы.

 

Рождество в трехмерном представлении для рождественских праздников первоначально возник в период жижни святого Франциска Ассизского, который в 1224 году создал первый вертеп Рождества в Греччио, получив разрешение от Папы Гонория III. Франциск недавно вернулся из Палестины в 1220 году и, пораженный его визитом в Вифлеем, намеревался вспомнить сцену Рождества в местечке Греччио, который так похож на палестинский город. Томмазо да Челано, летописец жизни Сан Франциска описывает сцену в «Легенде секунда»:

«Доступна детская кроватка, привозят сено, привезены бык и осел. Простота здесь соблюдается, бедность возвышается, смирение восхваляется, а Греччио превращается в новый Вифлеем.»

Вертеп в Греччио представлялся в качестве фона «священных представлений» различных литургий, отмеченных в средневековый период. В вертепе, подготовленном Святым Франциском, в отличие от следующих, Дева Мария, Святой Иосиф и Младенец Иисус не присутствовали; в пещере, где были устроены сценки Рождества Иисуса были ясли, на которой была заложена солома, и два животных, которые должны были находиться там по традиции. «Братья собираются, население прибывает; лес издает много голосов, и эта почтенная ночь становится светящейся, торжественной и звучной гармоничной хвалой. Человек Божий (Франциск Ассизский) стоит перед яслями, полный жалости, мокрый от слез, переполненный радостью. Торжественный обряд мессы отмечается над яслями, а Франциск поет Святое Евангелие. Затем он проповедует окружающим людям и рассказывает о рождении бедного царя, которого он называет «младенцем Вифлеема». Добродетельный и искренний рыцарь, покинувший ополчение и очень хорошо познакомившийся с человеком Божьим, мессир Джованни ди Греччио утверждал, что внутри яслях был красивый спящий младенец, что Благословенный Франциск, удерживая его обоих его руки, казалось, пробуждались от сна.» Так описывал рождественское действо теолог католической церкви Бонавентура да Баньореджо в «Великой легенде»

Описание Бонавентуры - это источник, который Джотто использовал для создания фрески «Вертеп в Греччио» в Верхней Базилике города Ассизи. Однако должны учитывать тот факт, что мать святого Франциска прибыла из Тараскона в Провансе, где, возможно, была традиция представления Рождества.

XIV век.

Иконография вертепа, по образцу того, что Франческо сделала с Греччио, вскоре перешла от художественного к популярному, особенно в церквях, в которых представление о рождении Иисуса со статуэтками и элементами, взятыми из природной среды, стал незаменимым рождественским обрядом. Особенно в регионах центральной Италии и в Эмилии, по сути, обычай установки статуй главных действующих лиц Рождества уже распространился в церквях.

XV век.

Традиция вертепа распространяется на протяжении шестнадцатого века и прибывает в Неаполитанское королевство.

XVI век.

С семнадцатого века Рождественский вертеп стал распространяться даже в домах дворян в форме «украшений» или настоящих миниатюрных часовен благодаря указанию папы во время Трентского Совета Фактически, он восхищался способностью вертепа передавать веру по простому бедному сословию.

XVIII век.

Большое развитие резных рождественских сцен произошло в восемнадцатом веке, когда были сформированы великие традиции этих сцен из неаполитанского вертепа, генуэзцев, болонцев, и других областей. Фактически в этом столетии мастера начали изготавливать терракотовые статуэтки, подходящие для этой цели, и из Рима обычай распространялся также в Умбрию и Марке, в этот пермод в папских регионах была укреплена традиция уже присутствующих вертепов. В этом столетии сцены Рождества распространялись в обиталищах людей. В восемнадцатом веке в Неаполе разразилась настоящая конкуренция на изготовление самого красивого и самого роскошног вертепа: дворяне стремились создать целые комнаты своих квартир, покрывая статуи прекрасной одежды из тонких тканей и сверкающих настоящими драгоценности. В том же столетии в Болонье, ярмарка Санта-Лючия была основана как ежегодный рынок статуй местных ремесленников, который повторяется каждый год, даже сегодня, спустя более двух столетий. В восемнадцатом веке обычай создания вертепов в церквях широко распространился. Некоторые из них подверглись многочисленным кражам, но постепенно восстановились и выставляются на обозрение публики в период Рождества.

XIXXX века.

Между концом девятнадцатого века и началом двадцатого века Рождественский вертеп также начал устанавливаться в квартирах буржуа и народа, где он стала символическим центром, вокруг которого вращаются рождественские праздники. Распространение рождественской елки не отменяет традицию сцены Рождества и они стали символами Рождества на одинаковом уровне.

 

4. Старинные Рождественские вертепы в Италии.

 

Болонья.

Первый Рождественский вертеп, вырезанный из дерева, сохранился в Базилике Санто-Стефано в Болонье. Автор произведения имеет условное название «Мастер распятия». Работа была вырезана из бревен лайма и вяза, возможно, в последнее десятилетие тринадцатого века. Работа оставалась бесцветной до 1370 года, когда болонскому художнику Симоне деи Крочефисси было поручено разрисовать статуи, используя богатый полихром и позолоту, с его очень личным готическим стилем. Реставрация 1981 года позволила обнаружить полихром, который на протяжении веков был закрашен. С годами влажность церкви, в которой работа была выставлена ​​в течение всего года, снова начала разрушать окрашенную поверхность. По этой причине в начале 2000 года статуи были снова восстановлены, а в 2004 году работа была выставлена ​​в Pinacoteca Nazionale di Bologna, а на Рождество 2006 года она была возвращена в церковь Санто-Стефано и помещена в большой стеклянную витрину.

Рим.

Один из старейших в мире, Рождественский вертеп, состоящий из одиночных статуй высокого рельефа, находится в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме, мастера Арнольфо ди Камбио, датированный 1289 годом. Долгое время он считался старейшим из вертепов с одиночными статуями, изготовленными из дерева. Но после тщательного исследования был сделан вывод, что на самом деле это камень с высоким рельефом, потому что спины у всех персонажей плоские. Фигура коленопреклоненного мага, по-видимому, была завершена позже мастером, следующим за Арнольфо ди Камбио. То же самое можно сказать о фигуре Богородицы с младенцем: самые последние исследования показали, что она была изменена в эпоху Возрождения.

Вертеп в Базилике Санта-Мария-Маджоре осуществелен после намерения папы Сикстуса III, который из 432 создал в первобытной базилике «пещеру Рождества», подобную Вифлеему, а сама базилика тогда была наименована Санта-Мария ad praesepem.

Неаполь.

Среди самых древних вертепов в Неаполе есть в Сан-Джованни-Карбонара, датиреутся XV веком,  с деревянными фигурами и присутствием пророков и сивилл. Однако фигуры многих пастухов были переведены в Национальный музей Сан-Мартино.

Урбино.

В Урбино, в Оратории Сан-Джузеппе, есть вертеп, относящаяся к 1555 году, сделанный мастером Федерико Брандани в штукатурке, туфе и пемзе, с фигурами в натуральную величину. Потолок и стены часовни для вертепа полностью покрыты туфом и штукатуркой, чтобы создать среду, похожую на ту, что и в пещере.

Модена.

Рождественский вертеп мастера Антонио Бегарелли (1527 г.) находится в Кафедральном соборе Модены со многими фигурами, вдохновленными классическим искусством и сценографическими композициями. Другим известным скульптором фигур для рождественских сцен является Гвидо Маццони, также мастер XVI века.

Национальный музей народных искусств и традиций

Национальный музей народных искусств и традиций Рима хранит великолепные вертепы, в том числе из региона Марке, 17-го века

Текс взят полностью из Википедии:

5. Символика и происхождение фигур в вертепе.

 

Вертеп представляет собой событие, богатое символами. Некоторые из них происходят непосредственно из истории Евангелия. Ясли, обожание пастухов и присутствие ангелов в небе можно проследить в Евангелии от Луки. Другие элементы принадлежат к иконографии священного искусства: у Марии есть голубой плащ, символизирующий небо, у святого Иосифа есть мантия тусклых тонов, представляющая смирение.

Многие впечатляющие детали в персонажах и настройках сцены Рождества также вдохновлены апокрифическими Евангелиями и другими традициями. Бык и ослик, например, неизбежные символы каждого вертепа, происходят из так называемого Евангелия от Джакомо и древнего пророчества Исайи, в котором говорится: «Бык признал своего хозяина и осел шпагу его». Хотя Исайя не упоминал о рождении Христа, образ двух животных по-прежнему использовался как символ евреев (представленный быком) и язычников (представленных ослом).

Даже конюшня или пещера, в которой родился Мессия, не фигурирует в канонических Евангелиях: хотя Лука упоминает пастухов и ясли, ни один из четырех евангелистов не говорит о пещере или конюшне. В любом случае в Вифлееме базилика Рождества восходит к тому, что обозначено традицией как пещера, в которой родился Христос, и эта информация также встречается в апокрифических Евангелиях. Однако образ пещеры является повторяющимся мистическим и религиозным символом для многих народов, прежде всего в ближневосточном секторе: ведь считалось, что даже Митра, персидское божество, также почитаемое среди римских солдат, родился из камня. И пещера также является древним космическим символом. В связи с этим Порфирий (греческий теолог) пишет: «Древние действительно надлежащим образом освящали гроты и пещеры в космос, рассмотренные целиком или по частям». Пещера - это место, где найдены исконные воды, которые вызывают рождение и возрождение новой жизни.

Волхвы же, происходят из Евангелия от Матфея и из Евангелия от Рождества Христова. В частности, последний содержит информацию о числе и названии этих восточных ученых: в этом Евангелии имена трех персидских волхвов: Мелкон (Мельхиор), Гаспар (Гаспаре) и Бальтазар (Бальдассарр), соответственно – перс (имеющий золотой дар), южный араб (ладан) и эфиоп (несущий мирру). Таким образом, Мудрецы вошли в вертеп, олицетворяя экзотические общества и как символ трех популяций тогдашнего известного мира, а именно Европы, Азии и Африки. Даже число волхвов было довольно противоречивым, колеблющимся между двумя и двенадцатью. В соответствии с тремя подаренными ими дарами, приведенными в Евангелии от Матфея, папа Лев Великий своим папским указом установил, что волхвов было всего три.

Однако некоторые аспекты проистекают из более поздних традиций. Например, неаполитанский вертеп добавляет к сцене множество популярных персонажей, таверн, торговцев и домов, типичных для сельскохозяйственных деревень, и все элементы явно анахроничны. Это, однако, характерно для всего священного искусства, которое, по крайней мере, до двадцатого века, всегда представляло эпизоды жизни Христа костюмами и современными условиями во время создания произведения. Даже эти персонажи часто функциональны для символики.

 

6. Сцены Рождества в мире.

 

Будучи культурным продуктом, Рождественский вертеп распространяется в разных культурах со значительными вариациями. Даже если основная идея, то есть воссоздать роковую сцену рождения Христа, остается неизменной, то же самое нельзя сказать об используемых материалах и стилях строительства различных рождественских сцен. Что касается распределения вертепа в мире, мы можем разделить все его варианты на две большие макрообласти: европейскую и составляющую остальную часть мира. В частности, они относятся к европейскому региону с различными вариациями: сценами испанского Рождества, провансальской сценой Рождества, сценой Рождества в немецкоязычных странах и рождественскими сценами в странах Восточной Европы. Рождественский вертеп стран Латинской Америки, а также восточное и этническое происхождение являются частью макрорайона остального мира.

 

Каталонский вертеп.

 

Истоки сцены Рождества в Испании восходят к эпохе королевства Бурбонов в Неаполе. Фактически обмены и торги, которые имели место между Неаполем и Испанией, повлияли на последние по традиции строительства сцены Рождества в период Рождества. В Испании вертеп распространился больше в регионе Каталонии, благодаря страсти Рамона Амадеу (1745-1821), самого известного скульптора того времени, который был в восторге от строительства глиняных пастухов. Следует помнить, что первая ассоциация любителей сцены Рождества родилась в Испании около 1860 года, даже если последняя имела очень короткую жизнь. Затем распространилось самое важное «AsociaçiondePesebristas», которое с 1921 года также повлияло на последующие школы. Среди различных поклонников вертепа были некоторые опытные мастера, которые дали жизнь «школе каталонского гипса», которая перевернула идею вертепа. Они дали жизнь так называемой «исторической» картине Рождества, то есть, что наиболее верно воспроизводит ландшафты, обычаи и сооружения Палестины во время рождения Иисуса.

 

Провансальский вертеп.

 

Провансальская традиция гласит, что рождение вертепа следует отнести к Матери-Пике, которая уже в 1200 построила изображения сцен религиозной жизни в Провансе и в Лангедоке. Некоторые ученые, по сути, считают, что традиция вертепа родилась во Франции и что святой Франциск Ассизский (который для многих прослеживает истоки традиции вертепа) не сделал ничего, кроме повторения этой традиции с некоторыми значительными вариациями. Провансальский вертеп, однако, зависит от особенностей итальянского барокко и развился после XVIII века. Чтобы воссоздать пастухов, использовались деревянные манекены с руками, головами и ногами из глины или воска: явным признаком влияния итальянского мастерства. На историческом уровне французская революция нарушила традицию сцены Рождества. Традиция Рождественского вертепа возродилась после заключения содружества между Папой Римским Пием VII и Наполеоном Бонапартом. Вертеп вошел в самые скромные дома благодаря изготовленной фигурки мастером Жан Луи Лагнелем, которая изображала глиняных пастухов, производимых в форме, и продавалась по низкой цене. Сегодня эти маленькие глиняные статуи, называемые сантонами, можно найти для продажи круглый год в сувенирных магазинах для туристов.

 

Рождественский вертеп в немецкоязычных странах.

 

Традиция вертепа в немецкоязычных странах имеет свою историю: легенда гласит, что в кафедральном соборе Кельна (Германия) находятся останки трех волхвов, перевозенных из Милана императором Федерико Барбаросса в 1164 году. Во многих городах, таких как Мюнхен, Аугсбург, Нюрнберг, создаются на площадях рынки Ребенка Иисуса (буквально Christkindlmarkt). На этих характерных рынках продаются Рождественские вертепы и рождественские сцены, а также типичные рождественские сладости и украшения.

 

Рождественский вертеп в странах Восточной Европы.

 

Восточноевропейские страны имеют четыре разные традиции, представленные четырьмя различными странами: Венгрией, Россией, Польшей и Словакией. По венгерской традиции вертеп или Вифлеем может быть построен в церкви или в стабильной коробке и могжет быть доставлен вручную. Персонажи, которые оживляют вертеп, вместо этого изготовлены из дерева или бумаги или, скорее всего, из ваты, и перед этим изображением постоянно горит свеча. Русский вертеп построен на двух этажах. На верхнем этаже воспроизводятся классические эпизоды рождения Христа в пещере; на нижнем этаже воспроизводятся юмористические сцены повседневной и популярной жизни. В Польше Рождественский вертеп имеет форму собора, покрытого цветной фольгой. Он состоит из трех частей: верхней, где ангелы объявляют о долгожданном событии рождения ребенка Иисуса, в центральной его изображена пещера с быком и ослом, и, наконец, нижняя часть состоит из представлений польских крестьян вместе с волхвами. Наконец, что касается Словении, в каждом загородном доме строится сцена Рождества, которая украсит одну сторону дома, определенную как «священная».

 

Рождественский вертеп  в остальном мире.

 

Вертеп в странах Латинской Америки можно назвать сценой народного Рождества, которая выделяется ярким солнцем и синим небом, так как в этих странах Рождество выпадает в середине лета. В этих местах сцена Рождества распространилась из-за евангелизации «туземцев» португальскими, испанскими и французскими иезуитами и священниками. В Африке, однако, первые рождественские сцены, которые были построены, были сделаны из гипса и были принесены миссионерами. Со временем, африканская сцена Рождества была обогащена настройками и материалами больше африканского происхождения. В далеких странах Востока сцена Рождества была подтверждена прежде всего в различных христианских оазисах. Говорят, что император Индии Акбар (1556-1605), несмотря на то, что он не стал христианином, всегда испытывал большую симпатию к этому искусству, что позволило распространить его в своей огромной империи.

 

7. Рождественский вертеп в регионах Италии.

 

Даже в Италии у вертепа есть региональные вариации. По большей части различные региональные традиции вертепа отличаются разными используемыми материалами, а также городской или сельской местностью, часто вдохновляемой местным ландшафтом.

 

Неаполитанский вертеп.

 

Неаполитанский вертеп широко распространен во всей южной Италии, иногда адаптированные к местным традициям, как в Апулии и Сицилии. Он характеризуется великолепием, зрелищностью, толпами фигур, городской обстановкой, воспроизведением очень сложных сцен, таких как поездка волхвов. Статуи пастухов изготовлены были из глины, но с течением времени почти исчезли из-за огромного успеха пластикового пастуха, который гарантировал крупномасштабные производства и более низкие цены.

Via San Gregorio Armeno - это улица исторического центра Неаполя, известная ремесленными мастерскими рождественских сцен. Для широкой публики эта улица также известна как «via dei presepi» или «via dei pastori». Здесь ремесленные магазины создают в течение года статуэтки для рождественских сцен, как традиционных, так и оригинальных; обычно каждый год самые эксцентричные мастера создают фигурки с характерными персонажами актуальности, которые, возможно, отличались позитивными или отрицательными делами в течение года.

Типичными персонажами сцены неаполитанского Рождества являются:

Бенино или Бенито, пастух, который спит благословенным и который воображает, что он делает сцену Рождества, мечтая; соответствует Болоньезе Дормильоне и сицилийской Суси Пастури;

винодел, который напоминает причастие Иисуса Христа во время последнего ужина;

Cicci Bacchus наследие древнего языческого божества Вакха, бога вина;

рыбак символически напоминает святого Петра, рыбака душ;

zi 'Vicienzo и zi' Pascale (дядя Винченцо и дядя Паскале), друзья, являются олицетворением Карнавала и Смерти;

монах, символ союза между священным и профаном, который реализуется в неаполитанском вертепе;

цыганка, молодая женщина в рваной, но эффектной одежде, которая предсказывает будущее, предсказывает страсть Иисуса;

Стефания, молодая женщина, которая, когда родился Искупитель, направилась в Вифлеем, чтобы поклониться ему и преуспела в своих намерениях только благодаря своему таланту и чудесному вмешательству;

проститутка, выступающая прототипом чистоты Девы, располагается возле таверны;

продавцы не менее двенадцати, и представляют месяцы года: январь – мясник или колбасник; февраль – продавец рикотты и сыра; март – продавец всякой всячины и птиц; апрель – продавец яиц; май, представленный супружеской парой, несущей корзину с вишнями и фруктами; июнь – пекарь или мельник; июль – продавец помидор; август –  продавец арбузов; сентябрь – продавец инжира или сеятель; октябрь – винодел или охотник; ноябрьский продавец каштана; декабрь продавец рыбы или рыбак.

Среди наиболее интересных сцен неаполитанских вертепов: сцена Рождества Cuciniello, Национальный музей Сан-Мартино, Рождественский вертеп Королевского дворца Казерта, Рождественский вертеп в музее Ирпино в Авеллино, Рождественский вертеп аббатства Montevergine. Однако во всем мире неаполитанские сцены Рождества сохранились и экспонируются в различных музеях: к ним относятся Баварский национальный музей в Мюнхене, Музей духовного искусства Сан-Паулу, Музей Метрополитен Нью-Йорка и Музей изящных искусств Руана. В музее искусств и народных традициях Рима сохранился неаполитанский «presepe del Re», сделанный пастухами XVII и XIX веков.

 

Рождественский вертеп в Болонье.

 

Рождественский вертеп в Болонье может похвастаться многовековой традицией, которая пришла с XIII века. Он выделяется из других традиций итальянского вертепа, например, неаполитанского, потому что персонажи вылеплены или смоделированы в полном объеме, включая одежду. Так что дело не в одетых статуях, а в фигурах с деревянными или керамическими лицами и руками и одеждой. Различные материалы могут использоваться от терракоты до папье-маше, от дерева до штукатурки, в зависимости от навыков художника или ремесленника, способа производства и клиентов, которым предназначена эта фигура. В Базилике Санто-Стефано в Болонье сохранилась старейший вертеп в мире со статуями, относящемся к тринадцатому столетию.

Связанная с вертепом ярмарка, что в период Рождества проходит под Portico dei Servi, в Страда-Маджоре, где вы можете купить и полюбоваться всем, что вам нужно для создания сцены Рождества.

В болонский вертеп добавлены некоторые типичные персонажи: Меравилья (фигура женщины, которая, как знак удивления, размахивает руками), Дормильоне (спать в укромном уголке, соответствует сицилийской Суси Пасури и неаполитанскому Бенино) и Curiosa – любопытство.

 

Рождественский вертеп в Марке.

 

Рождественский вертеп в Марке исполняется с типичным фермерским хозяйством, сенокосом и морской средой. Рождение представлено внутри рыболовной пещеры.

Очень древний обычай сцены Рождества в регионе, подтвержденный после раннего распространения францисканских монастырей, относящихся к двенадцатому столетию, когда Святой Франциск был еще жив и часто посещал этот регион.

Традиционный вертеп характеризуется обстановкой в ​​сельской местности, подобной местности холмов Марке, но богатой восточными элементами, а также использованием статуэток из терракоты, папье-маше или гипса без применения тканевой одежды. Нет магазинов, киосков и таверн, а также любой формы показухи, с другой стороны, часто встречаются описания сельской и пасторальной деятельности и репродукции сцен традиционной сельской или маленького города. Трава представлена ​​с использованием мха и деревьев через толстые ветки, вырезанные из кустов.

Среди самых известных художественных вертепов в регионе: Оратории Сан-Джузеппе в Урбино, мастера Федерико Брандани (с лепниной, туфом и пемзой, 1555 г.), монументальное Рождество в Фермо, внутри Монте-ди-Пьета. В Музее народного искусства и традиций Рима и в Музее Санта-Каса-ди-Лорето находятся фигурки 18-го века традиционного вертепа региона Марке. На юге региона, начиная с восемнадцатого века, существует художественная традиция изготовления кукол из сцен Рождества в терракоте; здесь фигурируют статуи мастера  Доменико Пачи (1753-1811). Также стоит упомянуть большие сцены Рождества, созданные в Лорето (недалеко от базилики Санта-Каса), в Филотрано (в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели) и в Толентино, в монастыре Сан-Никола.

 

Рождественский вертеп в Генуе.

 

Рождественский вертеп в Генуе может похвастаться древними и консолидированными традициями, настолько, что в XVIII они дали жизнь настоящей школе, которая характеризуется ценностью используемых материалов (от дерева до керамики, а также от использованной бумаги для создания изысканных форм), с которыми - особенно в прошлом - статуи были изготовлены со всеми мельчайшими подробностями. Один из самых известных скульпторов 18-го века - генуэзец Антон Мария Маральяно. Наиболее значительный генуэзский вертеп его работы расположен в Святилище Ностра-Синьора-ди-Карбонара («Мадоннетта»). Также значительная коллекция оригинальных статуй Маральяно (более ста) сохранилась в Музее Пресполе в Империи.

Среди других генуэзских вертепов абсолютная ценность принадлежит собору Сан-Лоренцо (с важной мраморной группой Рождества) и церкви Санта-Катерины в Портории. Также стоит упомянуть, что среди недавних рождественских сцен есть храм святого Иисуса Христа из Праги, в Аренцано, родине керамики недалеко от Генуи. Это работа скульптора Элизео Салино.

 

Рождественский вертеп в Абруццо.

 

Рождественский вертеп в Абруццо характеризуется многочисленными деревянными скульптурами, создающимися с тринадцатого века, культура коренится во всех главных горных деревнях региона. Традиция обеспечивает не только подготовку деревянных композиций, таких как выставки Ланчано и Атессы, но и выставки живых сцены Рождества, в Сканно и Ривизондоли.

 

Сицилийский Рождественский вертеп.

 

Сицилийская сцена Рождества имеет свою оригинальность, даже если влияние неаполитанской школы очевидно для воспроизведения сцен местной повседневной жизни, когда фигуры изготовлены из дерева и проволочной и тканевой одежды. Областями, где традиция presepio наиболее живая и оригинальная - это области Палермо, Сиракузы, Трапани и Кальтаджироне. Сицилийские особенности - использование воска, чтобы сделать фигуры (обычай Палермо и Сиракуз), и использование золотых и серебряных аксессуаров в статуе Ребенка Иисуса.

В Трапани мастера использовали для создания в церквях и резиденциях богатого дворянства отдельных пастухов или кровельных составов разного размера с теми же материалами, с которыми они использовали для создания небольших скульптур и обетных статуэток. Типичным является использование благородных материалов, таких как коралл, окруженный слоновой костью, перламутром, костью, алебастром и ракушками. Некоторые из самых драгоценных теперь хранятся в музее Пеполи. В Кальтаджироне, где есть древняя традиция керамического производства, фигуры выполнены из терракоты. Типичным сицилийским обычаем является производство деревянных фигурок с тканевой одеждой, погруженной в клеевую ванну, что делает их жесткими и яркими.

Среди лидеров искусства сицилийских рождественских сцен мы должны помнить Гаэтано Зумбо; одна из его рождественских сцен выставляется в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Трафальскую сцену Рождества в стиле барокко, реализованную Джованни Антонио Матера, можно любоваться в Сицилийском этнографическом музее Джузеппе Питри.

Типичными персонажами сицилийской сцены Рождества являются: Сюзи Пастури, которая спит в гамаке (соответствует неаполитанскому Бенино и Болоньезе Дормильоне), сбаундату о скатанту ра-стидде, который первым видит звезду комета (это соответствует калабрийскому «u mmagatu di stii»), Зу Иннару (дядя Ян), стариком, который согревается перед горящим огнем.

 

Рождественский вертеп в Риме.

 

Рождественский вертеп в Риме –  это присутствие в ландшафте пейзажей римской деревни с домашними соснами и оливковыми деревьями, деревенскими фермерскими домами, загородными гостиницами и римскими руинами акведуков и монументальными останками. Воспроизведенный пейзаж иллюстрирует простую и плохую жизнь в окрестностях Рима: пастухи, стада, фермеры работают со своими животными. Только в пещере, изготовленной из пробкового дерева, есть немного блеска, так как в ней преобладает толпа ангелов в полете, образующая девять концентрических кругов.

Со второй половины двадцатого века, в традиционную обстановку вертепа включаются районы исчезнувшего Рима; такого рода Рождественский вертеп установленная на испанских ступенях церкви Святой Троицы.

Самый известный римский вертеп - это базилика Санта-Мария в Аракоэли, где особенно почиталась статуя мастера Бамбинелло 15-го века, полностью восстановленная после кражи 1994 года. Перед этим вертепом всем детям разрешено читать короткое стихотворение или небольшую проповедь.

В 1982 году папа Иоанн Павел II открыл традицию создания вертепа на площади Сан-Пьетро по случаю Рождества. В 2006 году вертеп Ватикана был обогащен 17 новыми фигурами из еловой древесины, вырезанной в Трентино-Альто-Адидже, в Тезеро, типичной для альпийских вертепов. Поэтому здесь вертеп не является типичным для римской традиции, как дань универсальности католицизма. Еще одна примечательная римская традиция, связанная с вертепом, - это благословение, которое Папа дает статуям Младенца Иисуса, которые дети Рима приносят в Ватикан в последнее воскресенье перед Рождеством, а затем помещают его в свою домашнюю рождественскую сцену.

 

Апулийский Рождественский вертеп.

 

Апулийский Рождественский вертеп характеризуется художественными фигурами в папье-маше, которые часто окружены архитектурными элементами и даже растениями, изготовленными из того же материала. Производство статуэток из папье-маше типично для Саленто и Лечче в частности. Традиция все еще жива сегодня.

Традиция фигурок с рождественской сцены в папье-маше восходит к восемнадцатому веку. Первым начал изготавливать фигурки из этого материала лечийский Месчю (мастер) Пьетру де Ли Кристи, прозвище Пьетро Сурэнте (1742-1827. А затем в XIX веке появились другие талантливые мастера, которые продолжили традицию изготавливать из папье-маше. Интересно то, что многие из них были цирюльники, которые в свободные часы моделировали как из папье-маше, так и из глины, используя специальные формы.

Среди самых известных вертепов Лечче можно назвать вертеп в учреждении Марцелины (1890 - Манцо и Де Паскалис и Агесилао Флора) и два сохранившихся в муниципалитете: одна – мастера Гуаччи, а другая - Микеле Массари.

 

Рождественский вертеп в Трентино и Южном-Тироле.

 

Традиция вертепа Трентино-Альто-Адидже имеет многовековую историю и связана с ремеслом резьбы по дереву, активным во многих местах, но особенно в Валь- Гардена и Тезеро, в Валь-ди-Фьемме; используется древесина сосны Швейцарии.

Описаны некоторые важные вертепы из Трентино-Альто-Адидже: в Епархиальном музее Брессаноне созданы сцены природы, как натуралистические, так и живописные; в Миоле двадцатилетний обычай предусматривает, что множество рождественских сцен, созданных в семье, размещаются в местах, видимых посетителям и является  традицией этого региона; в Сан-Сигисмондо, в церкви, есть Рождественский вертеп от 1390, один из старейших в мире с движущимися фигурами.

 

Рождественский вертеп в Сардинии.

 

Рождественский вертеп на Сардинии также называют в Нащейзе, на Насименту или са Пасхмеддде (маленькая Рождественская «Пасха») и имеет традицию, связанную с францисканским и капуцинским миром.

Первоначально бедные персонажами, сцены Рождества прошлого были основаны на существенном: были только дети Иисус, Мария, Св. Иосиф, бык и ослик, и какой-то пастух со своими овцами; мирт, оливковые ветви и мох были декорациями. Вертеп капуциновских монахов Кальяри, датированная 1948 годом, в Ольмедо, сделанный из хлебного теста, вертеп из пробки и самые современные, погруженные на морское дно или сделаны из переработанных материалов, выражает талант сардинских мастеров.

 

8.Живой Рождественский вертеп.

 

Традиция живой сцены Рождества, вслед за первой францисканской реорганизацией, широко распространена на всем полуострове. В живую сцену Рождества предлагается короткое театральное представление, которое представляет собой в особой сценографии рождение Иисуса.

 

М.Е.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП В ГОРОДЕ МАТЕРА В ЦЕРКВЕ SAN PIETRO CAVEOSO, ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ.
СЦЕНА ИЗ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЖИВОГО ВЕРТЕПА В ГОРОДЕ МАТЕРА.